Будьте с нами в Telegram
Делимся новостями, показываем кейсы и рассказываем про горячие акции

Типы козловых кранов, их устройство и особенности

Козловой кран - это разновидность спецтехники, при помощи которой перемещают массивные и крупногабаритные грузы на стройплощадках, заводах, территории складских комплексов. Они востребованы в зонах погрузки и выгрузки. Потенциальные заказчики часто интересуются: «Как выглядит козловый кран».
Содержание:

Устройство и принцип работы козлового крана

Продуманная конструкция козлового крана обеспечивает возможность его эксплуатации на крупных объектах. Такая спецтехника обычно применяется под открытым небом. Она обеспечивает возможность точного позиционирования груза, что считается весомым преимуществом.

Устройство козлового крана предусматривает наличие двух устойчивых опор, между которыми проложен мост с расположенным на нем оборудованием, предназначенным для передвижения массивных грузов.

Подобная спецтехника незаменима при осуществлении операций циклического характера, связанных с подъемом грузов. Механизм легко перемещается с места строповки в зону выгрузки и в обратном направлении. Именно в этом заключается принцип функционирования козлового крана. Перемещение устройства, захватывающего груз, происходит вдоль моста за счет грузовой тележки.

При помощи такой спецтехники решается ряд важных задач. Разница между существующими видами козловых кранов заключается:
  • в строении моста;
  • типе привода, механизме, захватывающем груз;
  • количестве консолей.
Особенности конструкции спецтехники и ее способность выполнять операции связаны. Этот момент важно учитывать при подборе типа козлового крана.

Технические характеристики козловых кранов

Из чего состоит козловый кран – разобрались, желательно также изучить его технические характеристики. Они также разнятся, зависят от специфики конструкции, выполняемых работ. У мини-версий козловых кранов грузоподъемность с длиной в несколько раз меньше аналогичных параметров спецтехники, применяемой на ГЭС, железнодорожных станциях.

У большинства модификаций уровень грузоподъемности варьируется в диапазоне 3–100 тонн.
Пролеты имеют длину 9–42 метра.
Предельная высота перемещения грузов в большинстве случаев составляет 10 метров.
Спецтехнику можно эксплуатировать в температурном диапазоне от -40 до +40 градусов.
Оборудование перемещается со скоростью 30 м/с.

Общая классификация

В соответствии с общей классификацией выделяют три типа конструкции козловых кранов:
  • «трубную»;
  • «фермовую»;
  • «коробчатую».
Трубчатые модификации – надежные механизмы, предназначенные для подъема грузов, в которых пролетной балкой служит большая электросварная труба. Эта разновидность спецтехники используется на многих объектах. Ее преимущество заключается в универсальности, возможности применения в разнообразных технологических цепочках от сельского хозяйства до предприятий промышленного сектора.

Краны такого типа обладают следующими особенностями:
  • однобалочной конструкцией;
  • низкой парусностью;
  • механизмом для перемещения грузов «электрическая таль».
Чрезвычайно востребованы козловые краны, имеющие однобалочную ферму. Их конструкция предусматривает наличие одинарных балок, пролегающих по всей протяженности оборудования. По обеим сторонам балки расположены ножки, объединенные фермой, которая оказывает ей поддержку.

Фермовая разновидность козловых кранов устойчива к отрицательному воздействию погодных факторов. Ее можно эксплуатировать под открытым небом. Осадки, ветер и температурные перепады не навредят спецтехнике.
Коробчатая разновидность козловых кранов представляет собой сооружения, состояния из двух балок. Их конструкция предусматривает наличие опор, передвигающихся по рельсам.

Краны такого типа оснащаются подъемными механизмами в виде тельферов, лебедок. Они закрепляются на тележке, перемещаемой по пролету за счет рельсов.

Коробчатые модификации обычно задействуют при самых тяжелых режимах функционирования, когда есть потребность в перемещении сверхкрупных грузов. Существует возможность их применения на открытой местности.

Виды козловых кранов

Тельфер
Перечисляя виды козловых кранов, акцентируем внимание на их названии. По этому параметру выделяют спецтехнику:
  • общего назначения;
  • специализированную;
  • предназначенную для выполнения строительных и монтажных работ.
Техника общего назначения востребованы при погрузке и разгрузке на территории открытых складских комплексов и заводах, выпускающих крупногабаритную продукцию из металла и бетона. Уровень грузоподъемности такого оборудования колеблется в пределах 3–32 тонн, максимальная высота подъема составляет 15 метров, а протяженность моста – 4–40 метров.

Козловыми кранами строительно-монтажного типа пользуются при возведении объектов промышленного и жилого назначения. Они незаменимы при установке оборудования на территории заводов и фабрик. Уровень их грузоподъемности достигает 400 тонн, предельная высота перемещения грузов 30 метров, а протяженность моста – 80 метров.

Краны специализированного назначения позволяют обслуживать ж/д станции и узлы, заводы, ремонтирующие вагоны. Они востребованы на территориях доков, гидроэлектростанций. Такие модификации поднимают грузы массой до 500 тонн, обладают 80 метровой высотой перемещения. Протяженность пролетов у них составляет 130 метров.

По конструкции моста

В соответствии с типом конструкции мостового пролета различают однобалочные и двухбалочные краны.

Первая разновидность обладает простым устройством, перемещение грузов обеспечивается за счет электрической тали. Спецтехника такого типа дает возможность поднимать вес, достигающий 10 тонн.

В двухбалочных модификациях рельсы для движения тележек фиксируются поверх пролетных балок. Грузоподъемные тросы располагаются между балками. Отличительная особенность таких кранов – увеличенная грузоподъемность. Ими можно управлять и с земли, и из кабины – мобильной или стационарной.

В зависимости от наличия и расположения консоли

По этому параметру козловые краны бывают:
  • бесконсольными;
  • одноконсольными;
  • двухконсольными.
Консолью называют составляющую мостового пролета спецтехники, выходящую за границы опор. Она выполняет важную функцию – расширяет поверхность рабочей области крана.

Модификации, у которых нет консоли, востребованы при монтаже оборудования, возведении строений. Рабочая площадь по ширине у них идентична расстоянию, разделяющему опоры.

У кранов с одной консолью рабочая область более широкая по сравнению с теми, у которых она отсутствует. Эта составляющая служит продолжением мостового пролета за границами опорной конструкции с одной стороны.

Самой большой рабочей зоной обладают двухконсольные модификации. У этой разновидности консоли моста выходят за пределы опорных конструкций и с одной, и с другой стороны. Такой тип оборудования считается наиболее распространенным.

По грузозахватным механизмам

Существует также классификация по типу механизмов, предназначенных для захвата грузов. Встречаются козловые краны:
  • с крючьями;
  • электромагнитами;
  • грейферами.
Эту особенность важно принимать во внимание на этапе выбора спецтехники, руководствоваться типом задач, которые предстоит решать с ее помощью.

Если нужны универсальные захваты, стоит остановиться на крюках. Встречаются однорогие и двурогие элементы. Вторые обычно используют для перемещения грузов массой свыше 50 тонн. Они фиксируются тросами, канатами, захватами.
Массивные железные и чугунные изделия перемещаются при помощи электромагнитов. Показатель грузоподъемности у таких кранов составляет 30 тонн.

Грейферами называют специализированные ковши, у которых имеются «челюсти». Они обеспечивают захват и транспортировку грузов, обладающих сыпучей консистенцией, всевозможных жидкостей, деревянных заготовок. Оборудование с грейферами особенно востребовано в аграрной сфере и на предприятиях добывающего сектора.

По типу привода

По этому критерию мостовые козловые краны подразделяют на электрические и ручные.

Для активации первой разновидности нужно запустить электродвигатель. Агрегат движется исключительно по крановым путям. Существует несколько способов управления такой спецтехникой: с пульта, через систему радиоуправления или из кабины.

Ручные разновидности козловых кранов еще именуют передвижными. Это мобильная спецтехника, перемещаемая за счет колес. Ее можно эксплуатировать в зданиях, при выполнении работ, связанных с погрузкой и разгрузкой на улице. Краны такого типа комплектуются ручными лебедками и электроталями.

По виду тележки

Козловые краны также принято классифицировать по виду тележек, которые бывают монорельсовыми и двухрельсовыми.

В первом случае за перемещение отвечает один рельс. Подвес конструкции обладает опорами сферической формы. За счет этого снижается изгибающий момент, воздействующий на монорельс.

Двухрельсовые тележки движутся по уложенным на нижние балочные пояса направляющим. Их отличительная особенность – рама с тремя опорами, предотвращающими перекосы.

Другие виды козловых кранов

Встречаются также полукозловые краны. С одной стороны такого оборудования закреплена типовая ходовая тележка, а с другой используется концевая балка в соответствии с типом мостовой спецтехники. Это обеспечивает возможность монтажа на подкрановых путях, расположенных на разной высоте. Их изготовление возможно по индивидуальному запросу. Консоли у таких кранов чаще всего отсутствуют, среди других особенностей выделим меньший вес по сравнению с обычными мостовыми агрегатами.

Легкая разновидность козловых кранов – это механизм, предназначенный для подъема грузов, оснащенный ручным либо электрическим приводом. С ее помощью можно выполнять погрузку и разгрузку относительно небольших грузов, обычно до 5 тонн. Эту разновидность кранов часто приобретают мастерские, производственные цеха. Она востребована в гаражах и на территории складских комплексов.

В отдельную категорию выделяют мобильные погрузочные устройства (МПУ). Их отличительные особенности: относительно компактные размеры, простота монтажа и использования. Эта самая доступная разновидность козловых кранов. МПУ может оснащаться шестеренной талью и электротельфером.

Назначение козловых кранов заключается в подъеме грузов на большую высоту. Они применяются в разных сферах, обладают улучшенными грузоподъемными параметрами. Их можно эксплуатировать практически при любых погодных условиях. Главное – не пренебрегать своевременным техническим обслуживанием. При соблюдении этого условия срок службы оборудования составит несколько десятилетий.

Особенности монтажа и ремонта крановых путей

В преддверии монтажа подкрановых путей наземного типа выполняются геодезические изыскания, направленные на оценку характеристик грунта, расчет его возможное проседание. Исходя из полученной информации, в проектный план путей вносят корректировки.

Площадка для установки требует тщательной подготовки:
  • формирование насыпи требуемых размеров, которая будет играть роль основания;
  • тщательной трамбовки насыпи;
  • формирования системы отвода воды;
  • укладки балластного слоя, обычно представляющего собой гравий или щебень.
Закончив с подготовкой, можно приступать к установке крановых путей.

Рельсы монтируют поверх шпал, фиксируя к насыпи при помощи специальных костылей, равномерно распределяющих нагрузку при перемещении кранов.

В ходе установки важно контролировать, чтобы рельсы разделяло одинаковое расстояние. Предельно допустимое отклонение составляет 5 мм.

Другой нюанс состоит в параллельном монтаже рейс по отношению к центральной оси. По отношению друг к другу они также должны располагаться параллельно.

Для проверки горизонтальности монтажа используют нивелир либо уровень.

Между упорами, ограничивающими перемещение грузоподъемника и тупиком должен быть минимум метровый интервал.
Перед введением крановых путей в использование выполняется их обкатка, по итогам которой формируется акт, включающий все характеристики об объекте.

О безопасном функционировании грузоподъемных механизмов опорного и подвесного типа нельзя говорить, если подкрановые пути смонтированы неправильно. Значение имеет надежность и самих рельсов, и корректность их монтажа. Именно эти моменты определяют безопасность выполнения работ. От правильности монтажа подкрановых путей также зависит срок эксплуатации грузоподъемных агрегатов.

Особое внимание уделяется фиксации на несущих поверхностях двутавровых балок. Надежность стыка обеспечивается за счет применения прижимных пластин, крючков с резьбой или сварки.
Самыми практичными считаются сборно-разборные соединения подкрановых путей. Они упрощают демонтаж отдельных элементов при возникновении повреждений, потребности в ремонте.

Высокий уровень безопасности обеспечивается за счет монтажа тормозных буферов, которые бывают контактными, безударными и комбинированными.

Повышению качества установки способствует жесткая фиксация рельс на поверхностях. После окончания монтажных работ важно время от времени проверять состояние подкрановых путей.
Особенности ремонта определяются типом конструкции. Для обеспечения безопасной работы обычно достаточно замены изношенных направляющих, отслуживших свой срок крепежных элементов. Все выявленные в ходе проверки подкрановых путей дефекты нивелируются.

В подвесных конструкциях тщательного осмотра требуют стыки, питающие кабели.
При правильной установке и эксплуатации, своевременном выполнении ремонтных работ подкрановые пути служат в течение нескольких лет, исправно выполняя свое назначение.

Читайте также

Грузоподъемные механизмы: основные виды

Типы подкрановых путей, назначение и применение