Будьте с нами в Telegram
Делимся новостями, показываем кейсы и рассказываем про горячие акции

Что такое подкрановые пути

Для того чтобы грузоподъемные краны могли передвигаться, необходимы подкрановые пути. Безопасность эксплуатации подъемника зависит от их выбора, правильности монтажа и последующего обслуживания.
Подкрановые пути
Содержание:

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ крановые пути

Краны не способны правильно работать при неверной установке путей — конструкции, которая воспринимает и передает нагрузки оборудования на грунт и обеспечивает его безопасную работу во время движения. Безопасность разгрузки и погрузки, срок эксплуатации оборудования зависят от того, насколько правильно установлены рельсы кранового пути и из какого материала они изготовлены.

Виды

Надземный крановый путь монтируют для кран-балок, мостовых и иных специальных кранов в цеху или внешней эстакаде. Установка конструкции производится на подкрановые балки из железобетона или стали. Эти балки прикрепляют к несущим колоннам (их консолям). Такие пути бывают опорными и подвесными. В первом случае производится установка, а во втором — подвешивание крана на них.

Наземный крановый путь можно монтировать не только в цеху, но и на улице. Это вариант для козловых кранов. Если используется козловой кран, который имеет небольшой вес, основание может быть шпально-балластным, для более массивного оборудования требуется основа из железобетона и балки.

Функции

Основной функцией крановых путей является обеспечение возможности передвижения спецтехники в рабочей области. Дополнительная функция — упрощение движения кранов, так как подкрановые пути принимают на себя и распределяют действующую нагрузку.

Устройство

Если будет использоваться мостовой кран, его подкрановый путь состоит из рельсов и подкрановых балок. Они дополнены подрельсовыми постелями, концевыми упорами и крепежом.

Когда возводятся пути для кран-балки, можно использовать обычные железнодорожные рельсы, двутавровую балку и квадрат для направляющих. Если же грузоподъемник переносит очень тяжелые грузы, ему требуются прочные специальные рельсы. Что касается подкрановых путей козлового крана, то для него подходят и железнодорожные, и специальные рельсы. Их прикрепляют к балкам, для изготовления которых используется стальной металлопрокат. Опорой для балок служат колонны из стали или железобетона. Желательно пользоваться разборным крепежом. Иногда применяют сварку для крепления, но данный способ не слишком удобен, так как разобрать конструкцию в таком случае сложнее.
  • ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к конструкции
    Все узлы оборудования производятся, собираются и устанавливаются на основании требований действующих ГОСТов. При сборке и укладке должна неукоснительно соблюдаться техника безопасности.
    Если оборудование будет работать при окружающей температуре от –25 до +40°C, выбирают элементы класса У1. При планировании эксплуатации грузоподъемника при экстремально низких температурах требуются конструкции, которые выполнены из более морозоустойчивых материалов.
    Монтируя наземные подкрановые пути, необходимо учитывать, что:
    • рельсы должны располагаться на одинаковом расстоянии, погрешность составляет максимум 5 мм;
    • направляющие укладываются параллельно по отношению к центральной оси;
    • рельсы монтируют параллельно друг другу;
    • укладка осуществляется горизонтально (ее проверка проводится с помощью уровня или нивелира);
    • упоры для ограничения передвижения грузоподъемника монтируются минимум в 1 м от тупика.
    Перед введением в эксплуатацию грузоподъемное оборудование обкатывают, а затем составляют акт, где описывают технические данные объекта. Там обязательно отражаются сведения о геодезической съемке смонтированных элементов.
  • Особенности монтажа и эксплуатации
    Работу по монтажу выполняют люди, которые хорошо разбираются в устройстве подкрановых путей, прошли специальное обучение и имеют соответствующий опыт и допуски Ростехнадзора.
    Сначала изготавливается проект, где отражены техпараметры грузоподъемника:
    • пролет;
    • нагрузки, действующие на детали конструкции в ходе ее эксплуатации;
    • грузоподъемность;
    • высота подъема;
    • температура, при которой будет происходить эксплуатация и т. д.
    Запрещается установка крана, рассчитанного на перенос грузов до 16 т, на пути, которые предназначаются для оборудования с грузоподъемностью до 10 т.
    От рельсов во многом зависит то, как будет работать грузоподъемник, поэтому их обязательно согласовывают.
    Сдача путей происходит после нивелировки, на основании которой составляют документ, где отражаются отклонения в допуске по вертикали и горизонтали. Их вписывают в «Отчет по подкрановым путям», где указана информация об использовании и дальнейшем обслуживании смонтированных конструкций.

Поводы для ремонта

Если элементы путей изнашиваются или повреждаются, требуется ремонт. Специалисты осуществляют рихтовку рельсов по высоте и осям, производят замену вышедших из строя элементов, проводят регулировку стыков, реставрацию земляного полотна, ремонт электрического оборудования и т. д.

Если допуск отсутствует, пути заменяют: разрабатывают новый проект и далее поступают так же, как при первичной укладке. Срок их эксплуатации составляет минимум 25 лет, но при форс-мажорах приходится демонтировать пути раньше. К примеру, это необходимо, если кран упал и деформировал рельсы.

Только высококвалифицированные специалисты действительно разбираются в тонкостях выбора и монтажа подобных конструкций. Они выполняют работу качественно и с соблюдением существующих норм и правил.

Читайте также

Как осуществляется монтаж кранов на площадке

Мостовой и козловой кран: отличия, устройство, особенности и назначение